Могойтуйскому району 80 лет. Бескрайние просторы и славные люди
Историю большой страны, родного округа и района создают судьбы простых тружеников села, талантливых земляков, которые прославляли и прославляют нашу малую родину. Не менее красива и загадочна история наших памятных мест. Вниманию читателей статья, подготовленная заведующим библиотекой СП «Усть-Нарин» Долгор Зиминой «Ступа (субурган) «Шоймпрол Шодон» в честь Намнанай багши»
Ступы, монументы символизируют просветленный ум Будды. Они строились и строятся с незапамятных времен во всех местах где, где поклонялись Будде, принося им благотворную энергию, помогая им сохранять мир и благополучие. Ступа это не просто памятник, это постоянно действующее сооружение, приносящее неисчислимое благо людям, всем живым существам, кто живет поблизости, молится и совершает гороо вокруг ступы.
КАК СТРОИЛАСЬ СТУПА «ШОЙМПРОЛ ШОДОН»
На родине Намнанай-багши, у подножья могущественной горы Хан-Уула (в переводе с бурятского – Царь-гора), торжественно возвышающейся среди Ононских степей, у красивейшего озера Жараанай Нуур на территории села Усть-Нарин Могойтуйского района в 2007 г. построили величественную белоснежную ступу - «Шоймпрол Шодон».
Ступа впечатляет: высота ее более 11 метров, 8 на 8 метров в основании.
Ее обход (гороо) может быть не только внешним, снаружи, но и внутренним. Войдя в саму ступу, можно молиться, вращать молитвенные барабаны, медитировать в тишине и спокойствии независимо от погоды.
Внутрь ступы помимо обычных вложений (священные тексты, различные драгоценности, шелка, злаки, лекарственные травы) вложены 100 тысяч глиняных статуэток Будды, которые изготавливали верующие со всего округа, а также личные вещи самого Намнанай багши.
Немного из жизни Намнанай багши
Шагдар Намнанэ, согласно официальной версии, родился в 1825 году в семье скотовода Уридхын Намнанэ из рода хуасай в местности Жараанай (название озера), у подножия горы Хан Уула Цугольского ведомства Агинской Степной думы. Лама из Цугольского дацана наречет его именем Шагдар. Родителям скажет, что если мальчика отдать в дацан, то в будущем у них родятся еще два сына. В дальнейшем так и случилось. С малых лет он становится послушником-хувараком знаменитого Цугольского дацана. Это были времена, когда здравствовал великий учитель, основатель чойры в бурятских дацанах «бодисада махасада Дандарай ламхэй» Лубсан Лхундуп Дандаров — ширээтэ Цугольского дацана. При посвящении в монахи он получает имя Жанчуб (Жанчиб) Од, что в переводе означает «Луч просветления».
Помимо официальной биографии существует и другое предание о его жизни, поведанное Дамбинима Цырендашиевым. Последний встретился в деревне Булум в Тургинской степи со старцем Найдановым Батожабаем, который и рассказал ему эту историю. Как известно, в те далекие времена буряты кочевали по обширным степям Даурии от реки Онон до реки Аргунь.
Тогда семья Уридхын Намнанэ жила у берегов реки Аргунь. «Однажды к ним в юрту зашла молодая нищенка с ребенком. По старинному бурятскому обычаю ее угостили, накормили, и она ушла. Через некоторое время хозяин вышел из юрты и нашел лежащего ребенка. Это был мальчик. Долго они ждали мать, но она так и не вернулась. Бездетная семья, обрадовавшись нежданному подарку судьбы, спешно собралась и отправилась на родину».
Приехав на родину, Уридхаевы объявили всем родственникам и сородичам, что у них родился сын и по этому поводу собрали их всех на семейный праздник. Был приглашен лама из Цугольского дацана. Говорят, что перед смертью один из родителей раскрыл всю правду сыну, и Намнанэ лама впоследствии будет искать родную мать и найдет ее в племени дагуров у Хинганского хребта.
В Цугольском дацане юный Шагдар постигает глубокие истины буддийской философии, изучает грамматики монгольского и тибетского языков, успешно проходит все стадии сложного монастырского обучения и сдает экзамены на получение богословской степени гэбши. По окончании цугольской школы гелонг Шагдар уходит из дацана в поисках истины. Несколько лет он проводит в медитации на Уронайском хребте (даянда рууха). Затем, с разрешения учителя, отправляется на священную Алхану. Перед этим он посетил Агинский дацан, где принял участие в ритуале «Арья-Баалын маани», который длился три дня. В продолжение всего времени ламы не должны были вставать, ходить, говорить и кушать, могли только смачивать рот водой. Самые сильные ламы совершали ритуал поклонения Авалокитешваре десять раз подряд. Намнанэ лама провел этот ритуал 108 раз. Видно было, что перед ними настоящий йогин, достигший высокого уровня сознания. Ламы Агинского дацана и миряне почтили его, поднесли многочисленные подношения. Говорят, что все подношения он отдал дацану и мирянам, заявив, что удаляется на гору Алханай созерцать величественного Ямантаку. С этого времени началась его великая религиозная деятельность по превращению алханайского комплекса в божественно-духовный мир — благословленное место «Бурханай орон».
Буддийская традиция почитания Алханы ведет свое начало с 1859 г., когда молодой лама из Цугольского дацана Шагдар Намнанэ прибыл в Алхану для духовной практики. В те времена у подножия Алханы собиралось свыше тридцати шаманов для обрядовых жертвоприношений. Гелонг Шагдар (Намнанэ багша) в течение многих лет совершал здесь йогическую практику. Тридцать лет своей религиозной деятельности Намнанэ лама посвятил освящению Алханая. Он совместно с бурятскими ламами установил Учение Будды на Алханае, покорил сабдаков — хозяев местности, — привел их к Дхарме, а шаманов вынудил покинуть Алханай.
В результате йогической практики Намнанэй ламы и других бурятских лам Алханай стал природным буддийским культовым объектом. Это было подтверждено мудрецами Тибета, Китая, Монголии такими, как Шабранг ринпоче, Дэчен хутухта, Туган гэгэн, Жимба Жамгарсан гэгэн, Тобын гэгэн из Утая и др. Ими было сказано и написано, что «поистине Алхана — одна из двадцати четырёх благословенных обителей божества Шри Чакрасамвары».
В практике буддистов-бурят по сей день существует созданный Намнанэ багши ритуал поклонения и почитания священного Алханая — гороо. Он первый совершил гороо — обход почитания по ходу солнца основных священных объектов.
В 2013 г. на Алханае была установлена и освящена статуя Намнанай Багши
Каждый шаг сопровождается начитыванием мантры. Паломники останавливаются в особых местах и совершают религиозные обряды почитания. В старину, соответственно наказу Намнанэ багши, существовала традиция прохождения гороо со священнослужителями, ламами, которые проводили религиозные ритуалы, что придавало обряду почитания Алханая особую значимость